Как заставить себя работать после майских: учимся у великих писателей

 


«Писатель, который ждет идеального стечения обстоятельств, умрет, не написав ни строчки»
Элвин Брукс Уайт (Elvin Brooks White)

 

Закончились вторые и последние майские праздничные выходные, а это значит, что до конца года придётся работать практически без остановки.  Поэтому мы подготовили для вас секреты писателей, как же все-таки заставить себя работать. Надеемся, они вдохновят на великие свершения! :) 

 

 

 

Эрнест Хемингуэй: начинайте работу с первыми лучами 

 


Эрнест Хемингуэй (1899 – 1961), известный американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе: 

 

«Работая над очередной книгой или рассказом, я начинаю писать с первыми лучами света, когда никто не может тебя побеспокоить. В это время на улице еще немного прохладно, и ты согреваешься в процессе работы. Ты пишешь не далее того момента, когда в тебе еще остаются силы, и ты точно знаешь, что будет дальше, — тогда останавливаешься и живешь этим до завтрашнего дня. Ожидание следующего дня — это, пожалуй, самое сложное, с чем приходится сталкиваться».

 

А еще он писал свои произведения стоя.  Пишущая машинка находилась на уровне его груди, слева от нее располагалась стопка бумаги, из которой писатель вынимал лист, клал его на доску для чтения и начинал писать от руки. 


 

 


Гюстав Флобер: работа - наилучший способ ускользнуть от жизни


Флобер писал «Мадам Бовари» 5 лет. Работа продвигалась медленно и мучительно: «“Бовари” не идет. За неделю – две страницы! Есть с чего набить себе морду от отчаяния». Просыпался Флобер в десять утра, а с наступлением ночи начинал сочинять. Годы спустя он писал: «В конце концов, работа – наилучший способ ускользнуть от жизни».

 

 


Секрет Симоны де Бовуар: шопинг и общение с друзьями

 

«Я всегда спешу приступить к работе, хотя в целом не люблю начало дня. Сначала я пью чай и затем около 10 часов сажусь за работу и продолжаю до часу. Затем встречаюсь с друзьями, где-то в пять часов возвращаюсь к работе и занимаюсь ею до девяти. У меня не возникает проблем с тем, чтобы затем уловить нить повествования. В перерыве я могу почитать газету или пройтись по магазинам. Чаще всего я получаю удовольствие от работы.

 

Если работа спорится, я 15-30 минут трачу на чтение текста, который написала днем раньше, и вношу некоторые исправления. Затем начинаю с места, на котором закончила. Чтобы подхватить сюжетную линию, мне необходимо просто прочитать то, что я уже написала».

 

 


Секрет от Харуки Мураками: ритуальный бег

 

В своей книге «О чем я говорю, когда я говорю о беге» Харуки Мураками рассказывает такое:

 

«Когда у меня есть настроение писать, я просыпаюсь в 4 утра и работаю на протяжении 5-6 часов. Днем я пробегаю 10 километров или проплываю 1500 метров (иногда делаю и то, и другое), потом немного читаю и слушаю музыку. Ложусь спать в 9 вечера. Я неукоснительно следую этому распорядку, поскольку уверен, что многократное его повторение является чем-то вроде гипноза — я гипнотизирую себя, чтобы обрести спокойствие».


 Мураками считает, что повторяющийся режим помогает ему погрузиться в транс, и является полезным для творчества.   

 

 



Владимир Набоков: из малого вырастает великое


Набоков набрасывал сюжетные ходы на небольших каталожных карточках. Перемешивая карточки, он мог менять местами параграфы, главы и сюжетные линии книги. Почему? Ответ достаточно прост и остроумен.


 


Написанный на карточках роман легче сокращать и править. Вмешиваться приходится не в полный текст, написанный на обычных форматных листах, а лишь в его фрагменты. При этом основная часть карточек остается неизменной. А еще они приучают к дисциплине, к краткости и емкости слога. 


На карточках были написаны такие произведения Набокова, как «Ада», «Бледное пламя», «Лолита» и «Лаура и ее оригинал». Роман «Ада», к примеру, занял 2000 карточек. Роман «Лаура» сохранился на 138 карточках (работа над книгой была прервана смертью писателя в 1977 году).

 

 

 

 

Курт Воннегут: сон, голод и желание работать сами спланируют Ваш день


 

«Честно признаться, я очень рад тому, что сон, голод и желание работать избавили меня от необходимости думать о всякой ерунде.

 

Вот разработанный распорядок: я просыпаюсь в 5:30 и сразу же начинаю писать, ровно в 8:00 завтракаю и снова возвращаюсь к работе. В 10:00 выхожу на прогулку, потом иду в ближайший бассейн и плаваю в течении получаса. Возвратившись домой в 11:45, читаю почту и обедаю. Во второй половине дня я работаю в школе: преподаю или готовлюсь к проведению уроков.

 

Я прихожу домой в 5:30 вечера, готовлю ужин, читаю и слушаю джаз. Вчера мои время и тело решили, что я должен сходить в кино. Я посмотрел “Шербургские зонтики”. Это душераздирающий фильм, особенно для мужчины средних лет. Но ничего страшного: я люблю, когда мое сердце разбито».


 

 


Марк Твен: спрятаться от всех

  

Твен писал «Приключения Тома Сойера» на ферме, где ему построили отдельную беседку-кабинет. Никому не позволялось приближаться к кабинету, а если Твен был очень нужен, домашние трубили в горн :).



Генри Миллер: если нет настроения, пиши и сортируй заметки. В любом другом случае — принимайся за работу! 


 В 1932 году, работая над романом «Тропик Рака», Генри Миллер (1891 – 1980) создал творческий распорядок дня, соблюдение которого помогло ему закончить произведение.

«Утро: если нет настроения, пиши и сортируй заметки. В любом другом случае — принимайся за работу.

 День: работай над определенной частью материала. Не позволяй себе отвлекаться. Пиши до тех пор, пока не закончишь эту часть.

 Вечер: встречайся с друзьями и читай книги. Прогуляйся по неизвестным местам: пешком, если на улице дождь, на велосипеде — если сухо. Пиши, если есть настроение. Рисуй, если чувствуешь себя уставшим и опустошенным.

 Примечание: оставь немного времени для незапланированного похода в музей, создания нового наброска или поездки на велосипеде. Делай наброски везде: в кафе, в поездах или на улице. Смотри меньше фильмов! Один раз в неделю посещай библиотеку».

 

 

 



Жорж Санд: работайте ночью 

Санд обычно работала по ночам. Чтобы не уснуть, ела шоколад, пила молоко или выкуривала сигарету. Она осуждала злоупотребление кофе, алкоголем или опиумом.  



 

 


Джек Керуак: молиться

 

«У меня был один небольшой ритуал: я писал при свете свечи и, прежде чем приняться за работу, опускался на колени и молился... (эта привычка была позаимствована из французского фильма о Георге Фридрихе Генделе).

 

Мои суеверия? Я не доверяю полной луне. Кроме того, я помешан на цифре 9, несмотря на то, что все вокруг без устали твердят, будто люди, родившиеся под знаком Рыб, должны почитать семерку. Например, я 9 раз касаюсь пола большим пальцем правой ноги, стоя на голове в ванной. Кстати говоря, это гораздо сложнее йоги, это настоящее спортивное достижение. Уж поверьте: о балансе я знаю все... ну или почти все.

Каждый день я молюсь Иисусу, чтобы тот сохранил мои здравомыслие и энергию, и я мог помочь своей семье: моей парализованной матери, любимой жене и вездесущим кошечкам».


 


А как Вы настриваетесь на работу? Напишите нам в комментарии!